Свой дом в Сан-Паулу Мендес да Роша построил в возрасте тридцати двух лет, в 1964 году. С первого взгляда ясно, что это произведение архитектора-бруталиста. Дом окружен земляной насыпью высотой в человеческий рост и густыми зарослями деревьев, так что суровую бетонную конструкцию с минимумом окон с дороги почти не видно.
Внутри, однако, дом оказывается на удивление легким и прозрачным. В принципе он состоит из двух горизонтальных бетонных брусков: жилые помещения “зажаты” между ними, как начинка в сэндвиче. Потолок поддерживают четыре опоры, часть крыши консольная. Первый этаж оставлен свободным – это “непостроенная комната” между фундаментом и жилыми помещениями наверху.
Здесь гуляет приятный ветерок и играют дети – навес защищает их от тропического солнца. Здесь можно парковать машины, подъезжающие к дому по специальной рампе. Это промежуточная зона между садом и домом, и ее наличие характерно для архитектуры да Роши, который всегда старается связать свои здания с окружающей средой.
Поднявшись по скульптурно-монументальной лестнице, оказываешься в жилой части дома. Здесь разместились столовая с кухней, спальни и ванные. Раздвижные деревянные перегородки разграничивают пространство визуально, но звук почти не заглушают. Поэтому на деле получается, что весь жилой этаж – это одна комната площадью двести сорок квадратных метров, и членам семьи трудно уединиться. А что делать? Строил-то архитектор-радикалист, принципиально отвергающий традиции “буржуазного” жилья.
“Я был молод, и мне хотелось воплотить в бетоне мои представления об идеальном доме, – говорит да Роша. – Я стремился показать, что в пространстве нового типа семья будет и жить по-новому. Хотел обеспечить всем, и особенно детям, максимум свободы”. Стройка продолжалась почти три года – работы останавливались, когда у автора и хозяина заканчивались деньги. По соображениям экономии часть мебели отлили прямо на месте из бетона. Да Роша хотел проверить технические возможности материала и поэкспериментировать с модульными размерами.
Несмотря на низкий бюджет, изнутри дом на удивление уютный и обжитой. Да Роша добился этого благодаря тщательному отбору отделочных материалов и вниманию к тому, как они сочетаются друг с другом. Холод бетона соседствует с теплотой красноватого дерева пероба, которым отделаны полы, часть стен и фасадные панели мебели. На кухне и в ванных нет керамической плитки – бетонные поверхности отшлифованы и покрыты лаком. Дневной свет поступает с трех разных сторон: через квадратные проемы в торцах и ленту остекления, идущую вдоль длинной стороны дома.
Разнообразие источников света придает интерьеру глубину и пластичность. Эта стеклянная лента, кстати, еще один излюбленный прием да Роши. Правда, света сквозь нее в данном случае проникает не много – слишком плотно на участке растут деревья. Так что приходится ждать, пока глаза привыкнут к зеленому полумраку. Однако по мере продвижения вглубь дома интерьер становится светлее – да Роша установил в “стратегических” местах световые фонари.
Паулу Мендес да Роша жил в этом доме (он называет его Casa PMR, по первым буквам своего имени) тридцать лет. В 1990 году, когда дети его выросли, а сам он вторично женился, архитектор переехал в квартиру в центре Сан-Паулу. В семейном доме сначала жила его дочь с тремя детьми, потом – старший из сыновей. Таким образом, дом, который на первый взгляд кажется холодным и мрачным, служит уже трем поколениям. Пространственная “странность” не помешала ему стать вполне функциональной семейной резиденцией, горячо любимой прошлыми и нынешними обитателями.
Все члены семьи регулярно тут встречаются, и сам архитектор здесь чувствует себя уютнее всего. “Как только мы переехали сюда, дом сразу же наполнился детским смехом и шумом дружеских вечеринок”, – вспоминает он. Из-за мобильных перегородок здесь царит полная свобода. “Интерьер – вроде временной инсталляции, он все время меняется: мы увеличиваем комнаты растущих детей, устраиваем кабинет, фотолабораторию и мастерскую”, – говорит да Роша.
Редко столь суровая на вид архитектура оказывается на деле такой свободной и приспособленной к человеческим нуждам. Так что не зря дом снаружи похож на бункер: внутри его обитатели чувствуют себя защищенными от всех жизненных проблем.
Источник: http://www.admagazine.ru/inter/60645_dom-bunker-arkhitektora-paulu-mendesa-da-roshi.php